bhaktayog (bhaktayog) wrote,
bhaktayog
bhaktayog

Categories:

Кто такие бхакти-йоги?

Бхакти‑йога – это йога любви и преданности. Это преданность божественному, в какой бы форме или не‑форме вы ни захотели его (или ее) видеть. Это может быть преданность истине, Богу, высшему, Брахману, Абсолюту, реальности или любому другому определению невыразимого. Это может быть преданность Христу, Будде, Мохаммеду, Кришне, Раме, Хануману, Махавире, Шакти, Шиве, Вишну, Кали, Дурге, – если угодно, даже Зевсу. Бхакта-йог может выражать преданность всему, что он считает воплощением божественного. Это может быть великий святой, умерший или живущий. Это может быть учитель, гуру. Конкретная форма не имеет значения... важна именно преданность, которую чувствует бхакта-йог. Без такой преданности, великой или малой, невозможно практиковать бхакти‑йогу.

Бхакти – нечто такое, что трудно принять современному технократическому, интеллектуальному миру. И это очень плачевно, поскольку бхакти‑йога представляет собой невероятно могущественный метод, который может вести к высшему знанию и трансценденции. Но не только это – бхакти‑йога способна гармонизировать жизнь людей и сделать ее радостной, каковой она должна быть. многие, если не все, великие йоги выражали бхакти. Они либо шли непосредственно этим путем, либо бхакти становилась результатом других путей. Эти великие йоги были наглядными примерами того, что приносит путь бхакти: терпимости, спокойствия, понимания, любви к людям и многих других качеств.

Слово бхакти  происходит от корня бхаджа,  который означает «преклоняться, служить, любить, быть преданным». И это точно передает суть бхакти‑йоги. От того же корня происходит слово бхакта,  означающее человека, который практикует бхакти‑йогу, чувствует преданность. Бхакти‑йога подразумевает две вещи – путь и опыт.  Тот йог, кто склонен к глубокой преданности и поклонению, может идти по пути бхакти‑йоги. Это подразумевает сосредоточение всего существа человека на объекте поклонения. С этой бхакти связано трансцендентальное знание. Со временем и накоплением опыта такая бхакти будет становиться все сильнее и сильнее. Если человек не склонен к служению и преданности, ему следует выбирать другие пути йоги. Эти другие пути в конце концов приведут к духовному опыту. Это, в свою очередь, автоматически ведет к бхакти, ибо йог будет постигать нечто такое, чего он не знали раньше.

Бхакти представляет собой одновременно средство достижения и выражение более высокого осознания. Это и практика, и спонтанное выражение высшего знания. Одно ведет к другому. До определенного этапа на пути бхакти‑йоги существует больше веры, чем опыта, но после переживания ясного опыта ситуация полностью меняется. Человек узнает, что его устремлениями и практиками действительно кто‑то или что‑то руководит. Бхакти становится опытом. С этого момента человек знает, что он не гоняется за миражами в пустыне. Такая бхакти заполняет собой разрыв между простой верой и божественным постижением. И она распространяется на период, когда бхакта пытается выражать это постижение в своей повседневной жизни. Бхакти наводит мост между недостатком божественного знания, подкрепляемого верой, личным переживанием и познанием божественного. Бхакти – не предмет для обсуждения. Ее необходимо непосредственно чувствовать, познавать и переживать. Настоящая бхакти возникает спонтанно через посредство более высокого осознания и познания, в результате постижения чего‑то, ранее не известного. Бхакти – это выражение и радость постижения невозможного, встречи с непосредственным восприятием того, что за пределами слов. То есть, бхакти, настоящую бхакти, невозможно создать искусственно, ибо она представляет собой выражение блаженства, чего‑то за гранью самого смелого воображения.

Цель бхакти – развитие интенсивного сосредоточения на одном объекте. Оно происходит спонтанно при наличии чувства бхакти по отношению к этому объекту. Вся энергия человека фокусируется в одном направлении. Это, в свою очередь, ведет к более высокой чувствительности и восприимчивости ума‑тела к высшим силам. Человек становится бхактой через посредство опыта, а не просто в силу убеждения.

Этот метод бхакти использовался во многих религиях, особенно в христианстве и индуизме. В этих религиях главная цель состоит в поощрении выражения бхакти у последователей. Для ее достижения им даются конкретные формы для поклонения. Если такое поклонение достаточно, то человек может познать глубокую бхакти, блаженство и трансцендентальный опыт. Это очень мощный метод, который позволил многим людям достичь высочайших состояний осознания. Но для получения конечных результатов необходимо сильное религиозное рвение.

Метод и цель бхакти‑йоги состоят в том, чтобы отвлечь человека от отождествления с маленьким «я» – телом‑умом. Это делайся для того, чтобы уменьшить личные прихоти, конфликты, дисгармонию и т.д., которые, как правило, сковывают и сильно ограничивают осознание. Практика бхакти‑йоги призвана сделать ум идеальным отражателем, совершенным зеркалом опыта. Именно в таких обстоятельствах человек может познать высшее осознание и блаженство.

Бхакти – прекрасный метод уравновешивания чрезмерно прочной привязанности к интеллекту. Она чрезвычайно полезна для избавления от интеллектуального застоя, а также для направления и высвобождения чувств и эмоций. Одной из величайших проблем современного мира является неспособность интеллектуальных людей выражать свои эмоции. Эти эмоции сдерживаются и подавляются. Люди разучиваются смеяться и высвобождать свои эмоции положительным и не разрушительным образом, в результате чего они нередко выражаются в бунте и насилии. Путь бхакти‑йоги дает прекрасный метод выражения таких бурных эмоций. Кроме того, эмоции не только высвобождаются, но и направляются на то, чтобы делать ум сосредоточенным. Это положительное использование эмоциональных сил. Эмоции направляются на достижение высшего осознания и опыта.

Эмоции – чрезвычайно мощная сила человеческой психики. Большинство людей полностью находятся в их власти. Они мечутся туда‑сюда, согласно приказам и прихотям своих эмоций. Если эти эмоции сконцентрировать и направить в нужную сторону, то и все существо человека станет сосредоточенным и однонаправленным. Невозможно успокоить ум, если в нем бурлят эмоции. Это все равно что пытаться успокоить море, когда бушует ураган или тайфун. Но если вы можете успокоить ум – тайфун, – то море само собой становится намного спокойнее. Так же и с эмоциями: если их гармонизировать, то это автоматически произойдет со всем вашим существом. В этом преимущество бхакти‑йоги.

Все пути йоги ведут к одному и тому же опыту. Постижение бывает одним и тем же; различаются только средства. Все пути йоги направлены на уменьшение и, в конечном итоге, полное устранение насильственной власти эго, порождаемой умом. В бхакти‑йоге это достигается путем направления всех побуждений человека на внешний объект бхакти и их отождествления с ним. В конечном итоге, человек отдает свое эго гуру, или высшему, или чему‑то еще. Это нелегко, но в этом состоит цель. С другой стороны, в джняна йоге тот же результат достигается за счет интуитивного постижения того, что эго не исчерпывает всей полноты нашего существа. Это автоматически уменьшает власть эго и, в конечном счете, ведет к его растворению. В карма‑йоге то же самое происходит, когда человек перестает быть деятелем. В раджа йоге власть эго уменьшается в результате исследования ума. Это ведет к пониманию беспредельной основы каждого человеческого существа и любого проявленного объекта. Эго автоматически уменьшается, когда человек начинает познавать природу ума. Все пути сливаются друг с другом, ибо они подобны разным лепесткам одного и того же цветка. Джняна (знание, данное в откровении) ведет к бхакти, а бхакти ведет к джняне. Карма‑йога ведет к бхакти, и наоборот. Однако вначале искатель должен идти по тому пути (или тем путям), которые соответствуют его темпераменту.

Несомненно, бхакти – могущественный метод, но только если человек естественно и спонтанно чувствует преданность. В конечном итоге бхакти возникнет, поскольку она присуща всякому. Каждый путь эффективен, если его практиковать и если он соответствует индивидуальным особенностям практикующего. Более глубокое знание бытия не возникает отдельно от бхакти или преданности. Они возникают одновременно. Когда человек обретает знание, бхакти возрастает. Когда возрастают и знание, и бхакти, действия становятся более целенаправленными, мощными и эффективными. Это карма‑йога. Кроме того, когда возникают эти другие качества, возрастает способность человека исследовать и познавать ум (раджа йога). Все это взаимосвязано. Когда все эти вещи увеличиваются, возрастает и опыт блаженства; человека охватывает облако опьяняющего счастья. Это – вино тантр и сома Вед. Это – нектар... амрита... божественное благоухание. Поэтому помните, что между всеми этими путями нет жесткого разделения; все они тесно связаны.

Вы можете быть преданным чему угодно. Но это должно быть нечто такое, к чему вы спонтанно чувствуете бхакти, любовь или преданность. Объект – это просто средство достижения цели. Объект не следует навязывать своему характеру. Он не должен быть чуждым или неестественным для вашей личности. Это должно быть что‑то, к чему сама собой возникает любовь. Это очень важно. Но это может быть что угодно. Для тех, кто поклоняется Кришне, он представляет и символизирует все, является всем. Он – сущность всех вещей. В христианстве объектом сосредоточения бхакти является Христос или Дева Мария. Они тоже могут вести к трансценденции, если бхакти достаточно велика. Такие святые, как св. Бернар, св. Тереза, св. Франциск и другие, все были бхактами. Все они использовали свою любовь к Христу как средство более глубокого понимания бытия. Таким образом они гармонизировали все свое существо. Из этого рождаются космическое понимание и бхакти. Ислам – это также религия бхакти. Бхакти направлена на Аллаха, всеобъемлющего Господа. Ему поклоняются как абстрактному представлению.

Можно выражать бхакти к чему угодно – Кришне, Христу, Раме – чему угодно, что спонтанно создает в сердце человека чувство преданности. Можно использовать символ, например, АУМ или крест. Можно использовать мантру; на самом деле это прекрасный метод, особенно если вас привлекает специфическое звучание мантры и то, что она представляет. Можно выражать бхакти по отношению к великому святому, йогу или мудрецу, а лучше всего – по отношению к гуру. Говорят, что Кришна, Христос, Рама и т.д. – это аватары (божественные воплощения), но на самом деле всё и все во Вселенной являются воплощениями Божественного. Вы сами – воплощение божественного, хотя, вероятно, не знаете этого. Идея, цель и смысл жизни состоят в том, чтобы выйти за пределы ограничений индивидуального «я» и познать трансцендентальную природу своего подлинного Я.

Нечего и говорить, что нелегко чувствовать бхакти и любовь ко всему на свете. В действительности, такое чувство не может возникнуть, пока человек не погружается в состояние высшего осознания. Когда достигается совершенная гармония с бесконечным, будь то на мгновение или на всю жизнь, человек спонтанно чувствует любовь ко всему сущему без исключений или оговорок. В то же время очень полезная практика бхакти‑йоги состоит в том, чтобы видеть божество в любой форме, которую человек себе представляет – осязаемой или неосязаемой, – во всем, что он наблюдает в окружающем мире. То есть, человек может попытаться поклоняться всему сущему, рассматривая все как проявление божественного. Например, если он поклоняетесь Кришне, то может стараться видеть Кришну, в форме или сущности, во всем окружающем. Поначалу это чувство и отношение будет носить в большей степени интеллектуальный характер. Но по мере практики бхакти будет автоматически возникать в свете личного опыта. Такой человек поистине будете видеть божественное во всем не в силу веры или убеждения, но на основании личного знания и опыта.

Когда йог начинает чувствовать такую бхакти ко всему сущему, он начинает достигать гармонии с другими и с самим собой. Именно в этих обстоятельствах он обретает счастье от счастья других. Есть поговорка, которая звучит примерно так: секрет счастья в том, чтобы радоваться радости другого. Это не значит, что человеку нужно стараться смеяться и шутить со всеми – такое поведение, скорее всего, было бы показным и фальшивым. Это значит, что нужно жить своей жизнью, но быть терпимым к другим, стараться понимать других, стараться делать встречающихся на пути людей более счастливыми. Жизнь человека имеет смысл, когда благодаря его усилиям в мир привносится немного больше любви и света. Эта бхакти по отношению к своим собратьям получила мощное выражение в словах св. Франциска Ассизского:

Господи, сделай меня орудием Твоего мира.
Позволь мне сеять любовь в ненависти.
Нести прощение обиженным.
Сеять веру среди сомнения.
Нести свет отчаявшимся.
И радость скорбящим.
О Божественный Учитель, дай мне больше стремиться утешать,
Чем искать утешения,
Больше понимать, чем быть понятым,
Больше любить, чем быть любимым.
Ибо именно давая, мы получаем,
Прощая, мы обретаем прощение,
И умирая (для эго), мы рождаемся для вечной жизни
(расширенного осознания).
Tags: Духовное развитие, йога
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments