bhaktayog (bhaktayog) wrote,
bhaktayog
bhaktayog

Category:

Преподобный Силуан Афонский «О несозданном Божественном свете и образах созерцания его»

76411_600


Несозданный Божественный свет по природе своей есть нечто совершенно отличное от света физического. При созерцании его прежде всего является чувство жи­вого Бога, поглощающее всего человека; невещественное чувство – Невещественного; чувство умное, но не рассу­дочное; чувство, с властною силою вторгающее человека в иной мир, но неизъяснимо осторожно, так что не улавли­вает человек того момента, когда с ним это совершилось, и не знает он тогда о себе – в теле ли он или вне тела. Он сознает себя при этом так действенно-сильно и глубоко, как никогда в обыденной жизни, и вместе с тем забывает и себя и мир, увлеченный сладостью любви Божией. Он духом видит Невидимого, дышит Им, весь в Нем.

К этому сверхмысленному, всепоглощающему чувству живого Бога присоединяется видение Света; но Света совершенно иного по природе своей, чем свет физический. Сам человек тогда пребывает во свете и уподобляется созерцаемому Свету, одухотворяется им и не видит и не чувствует ни своей вещественности, ни вещественности мирa.


Приходит видение непостижимым образом: во вре­мя, когда не ожидается; приходит не извне и даже не изнутри, а неизъяснимо объемлет дух человека, возводя его в мир Божественного света; и не может он сказать, был ли то экстаз, то есть исступление души из тела, потому что и возврата в тело он не замечает; так нет во всем этом явлении ничего патологического.
Действует Бог, человек – воспринимает; и не знает он тогда ни пространства ни времени, ни рождения ни смерти, ни пола ни возраста, ни социального, ни иерар­хического положения, ни иных условий и отношений мирa сего. Пришел Господь, Безначальный Начальник и Свет жизни, милостиво посетить живую душу. Свет Божественный созерцается независимо от об­становки и во мраке ночи и при свете дня.

Благоволение Божие посещает иногда таким образом, что сохраняется восприятие и тела и окружающего мирa. Тогда человек может пребывать с открытыми глазами и одновременно видеть два света, то есть и свет физический и свет Божественный. Такое видение у Святых Отцов называется ви­дением естественными очами. Это не значит, однако, что акт видения Божественного света по всему аналогичен обычному психофизиологическому процессу естествен­ного видения, то есть не значит, что свет Божественный, подобно физическому, независимо от того, какую на­учную теорию света мы примем, производит известное раздражение оптического нерва, которое затем переходит в психологический процесс видения, ибо свет Боже­ственный иной по природе своей; это – свет разума, свет духа, свет любви, свет жизни.

Образом Божественного света в мирe физическом является естественный свет. Подобно тому как видение окружающих нас предметов возможно только при све­те, и если свет малый, то глаз едва различает предметы; если свет обильнее, то видит их лучше, и, наконец, при полном солнечном свете видение достигает известной полноты; так и в мире духовном всякое истинное виде­ние возможно не иначе, как при свете Божественном. Но Свет сей не в равной мере дается человеку: и вера есть свет, но малый; и надежда – свет, но не совершен­ный; и любовь – свет, но уже совершенный.

      Свет несозданный, подобно солнцу, освещает ду­ховный мир и дает видеть духовные пути, незримые иным образом. Без этого Света не может человек ни разуметь, ни созерцать, ни тем более исполнить религиозные запове­ди, ибо пребывает во мраке. Свет несозданный несет в себе вечную жизнь и силу Божественной люб­ви, вернее сказать, сам он есть и вечная жизнь и Боже­ственная любовь.

Кто с силою и извещением не созерцал Несозданно­го света, тот истинного созерцания не достиг. Кто прежде видения Несозданного света дерзновенно «своим умом» простирается в созерцание тайн Духа, тот не только не видит их, но и путь к ним преграждает себе. Он будет видеть только маски и призраки истины, создаваемые им же самим или же приносимые ему сопротивною силою демонических мечтаний. Созерцание духовное не есть то же, что и отвлечен­ное, интеллектуальное; оно качественно иное; оно есть свет жизни, даруемой свыше благоволением Бога, и орга­нический путь к нему – не рассуждение, а любовь к Богу.
Свет Божественный есть вечная жизнь, Царство Божие, несозданная энергия Божества. Он не заключен в тварном естестве человека; он иноприроден нам, и по­тому не может быть раскрыт в Нас никакими аскетиче­скими средствами, а приходит исключительно как дар милосердия Божия.

     Если созерцание человека впервые переходит в виде­ние Божественного света, то созерцаемое и переживае­мое им тогда столь ново и необычно для него, что не может он уразуметь ничего; он чувствует, что пределы его бытия невыразимо расширились, что пришедший Свет перевел его от смерти в жизнь, но от величия про­исходящего он пребывает в удивлении и недоумении и лишь при повторных посещениях уразумевает полу­ченный от Бога дар. Душа при этом видении и после него бывает исполнена глубокого мира и сладостной любви Божией; нет в ней тогда стремлений ни к сла­ве, ни к богатству, ни к иному какому-либо земному счастью и даже к самой жизни, но все сие ей кажется ничтожным, и «желанно влечется» она к живой беспре­дельности – Богу, в Котором нет ни начала ни конца, ни тьмы, ни смерти.

       В состоянии этого видения душа с великою действенностью переживает свое причастие к Божественной жизни, подлинно испы­тывает такое пришествие Бога, о котором человеческий язык не может говорить. Когда же кончается это видение по неведомым человеку причинам и так же независимо от воли его, как независимо и началось, тогда с некото­рою медлительностью возвращается душа к восприятию окружающего мирa, и в тихую радость любви Божией привходит некая тонкая печаль о том, что снова будет видеть она свет этого физического солнца.

Человек – образ Божий, но спрашивается: что в нем является образом Божиим? Или иначе: в чем заключа­ется этот Образ? В теле? В психическом или психофи­зическом строении человека? В тройственности его душевных сил или проявлений? Ответ на этот вопрос чрезвычайно сложен. Какие-то преломления и отблески образа Божия не исключены во всем перечисленном, но самым существенным является образ бытия. Тварное существо по дару благоволения приобщается нетварно­му безначальному Бытию... Как это возможно? Это так же необъяснимо и непостижимо, как непостижима тайна творения мирa из «ничего»; и все же таково благоволение Небесного Отца, что созданный «по образу и подобию» наделен способностью воспринять обожение, то есть стать причастником Божественной жизни, получить Бо­жественный образ бытия, стать богом по благодати.

Обожение человек воспринимает, то есть в акте обожения Бог есть Действующее начало, человек – вос­принимающее; однако восприятие сие не есть состояние пассивности и акт обожения может совершиться не иначе как с согласия самого человека, в противном случае ис­чезает и сама возможность обожения. В этом существен­ное различие первичного акта творения от последующей стадии его – обожения.

Если непостижимо велика тайна творения мирa во­обще, то тайна творения вечных богов еще и бесконечно величественнее. Если вся окружающая нас жизнь есть поражающее своим величием чудо, то сознание Боже­ственного чуда в человеке, входящем в мир Несозданного света, достигает несравненно большей глубины и силы.

     Для каждого человека, если он остановится на фак­те своего бытия, этот факт будет предметом великого удивления. Нам приходилось встречать людей, которые, восходя в умную сферу, свойственную человеку по есте­ству, поражались ее светозарным великолепием, но когда человек действием Божиим вводится в мир Несозданного света, тогда его «удивление Богу» достигает совершен­ной невыразимости и не может найти он ни слов, ни об­разов, ни воздыханий благодарности.

Tags: Духовное развитие
Subscribe

  • Почему уходят Боги?

    Те, кто интересуются эзотерическими знаниями и различными традициями часто сталкиваются с таким суждением, что раньше, на Земле жили Боги, а потом…

  • Жизнь на планете появилась из воды

    Жизнь на планете появилась (и появляется) из воды, утверждаю неофициально) Хотя мы по биологии это проходили в школе и также это было известно еще…

  • Новое время и новая Земля

    Человек всегда хочет быть счастливым. Все его стремления и желания по сути направлены только на одно – на поиск счастья и избегание несчастья.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments