bhaktayog (bhaktayog) wrote,
bhaktayog
bhaktayog

Categories:

Кратко о философии йоги

Йога принимает три существующих первоначала: пурушу, пракрити и Ишвару. Пуруша (духовная душа) – вечное высшее сознание (сверхсознание, ВЯ), запредельное пространству-времени, неподвижное, лишенное частей, чистое, самосветящееся и неизменное, существующее в состоянии бытие-истина-блаженство ( санскрит: сат-чит-ананда) в отличие от Пракрити (природа), которая также безначальна и вечна, но подвержена постоянным изменениям, с которыми пуруша в результате неведения (авидьи), присущего нашей психике, обычно как бы отождествляет себя. Ишвара (Владыка, Господь) – "особый пуруша", не ограниченный временем, свободный от несовершенств (клеша), закона кармы, обладающий всезнанием, вечно свободный и органически связанный со своим звуковым символом "ОМ".

What-is-Mindfulness-Meditation


Природа существует в четырех состояниях, отличающихся степенью «тонкости» восприятия. Тончайшее, "ноуменальное" состояние пракрити – праматерия (прадхана); на этой стадии качества природы (гуны) находятся в равновесии; мир непроявлен; это аналогично сну без сновидений. Первая модификация пракрити, возникающая при ее эволюции в результате нарушения равновесия гун, –  разум (буддхи) или махат. В ходе дальнейшей дифференциации пракрити проявляется в виде "эго" (ахамкара) и пяти "потенций" (танматра). Из этих шести образований возникают десять органов познания и действия (индрий) и ум (манас), как интегратор (координатор) деятельности индрий, а также пять "стихий" или "грубых элементов" ("земля", "вода" и т.д.), образующих внешний, "видимый" мир.

Психика в целом обозначается в йоге термином "читта". Она проявляется в виде пяти основных модификаций (вритти): достоверное знание, заблуждение, фантазия (ментальное конструирование, выдумка), сон и память. Заблуждение, наряду с памятью, – глубинная психическая структура имеющая пять видов загрязнений или недугов (клеш): ложное отождествление невечного с вечным (авидьи), эгоцентризм, страсть, ненависть и инстинктивный страх смерти. Клеши существуют на четырех уровнях. Они могут быть латентными (глубоко скрытыми, "спящими"), тонкими (т.е., ослабленными благодаря духовной практике), подавленными (например, ненависть, вытесненная из сознания страстью) и открыто проявленными (аффективными). Авидья – коренная клеша, остальные – ее модификации.

По степени сосредоточенности и интроверсии выделяют пять "ступеней психики" (читта-бхуми): состояние несосредоточенности, тупости-инертности, относительной сосредоточенности, глубокой сосредоточенности на одном объекте и состояние прекращения модификаций психики. К духовному развитию имеют отношение лишь два последних состояния. Любой опыт (восприятие, действие, мысль), даже не осознанный, оставляет впечатления или "психические следы" (самскары). Они накапливаются в бесконечных воплощениях и определенная их сумма образует "вместилище кармы" (карма-ашая). Оно проявляется в виде бессознательных (врожденных) психических тенденций, или предрасположенностей (васана), и в конце концов имеет результатом новое воплощение (джанма) в определенной формой существования, с определенной обусловленной продолжительностью жизни, определенным жизненным опытом страданий и наслаждений. "Вместилище кармы" начинает приносить плоды при условии существования клеш, если клеши полностью искоренены, то нет условий для проявления закона кармы, которому подчинено все в сфере пракрити. Карма бывает четырех видов: благая, неблагая, смешанная и нейтральная. Первые три вида производятся добродетельными и порочными поступками, а четвертый – это карма йогина, отрешенного от плодов своих дел. Скрытые впечатления (самскары) и формирующие тенденции (васаны) не исчезают в области "круговорота существований" (сансара); два воплощения (инкарнации), даже отделенные друг от друга многими существованиями и колоссальным временем, все же каузально связаны: причинно-следственная связь безначальна и непрерывна вплоть до реализации освобождения (мокша). Добродетельное поведение имеет результатом наслаждение, от него – привязанность (рага), недобродетельные поступки имеют следствием страдание и отвращение (двеша), привязанность и отвращение порождают обусловленную ими умственную, речевую и телесную деятельность, которая добродетельна или порочна, ведет к наслаждению и страданию, привязанности и отвращению – так непрерывно вращается "колесо сансары", причина которой – неведение, духовное ослепление, (авидья). Страдание или неудовлетворительность (духкха) – имманентная и тотальная характеристика сансары. Но понимание этого возникает лишь на определенном духовном уровне. Неведение устраняется подлинным, истинным знанием (видья), благодаря ему достигается "разъединение" мнимо соединенных пуруши и пракрити, их "соединение" в результате неведения и есть основа страдания. Но достижение совершенного знания невозможно без духовной практики (садхана), она – самый существенный аспект йоги.

Йога есть высшее духовное состояние и определяется как "прекращение модификаций психики" (читта вритти ниродха). Это достигается с помощью взаимосвязанных средств: упражнения и бесстрастия. Упражнение – постоянное усилие в удержании внимания на одном пункте, постоянное произвольное возвращение ума к этому пункту в случае его отвлечения. Бесстрастие (вайрагья) – отсутствие страсти, привязанности (рага) к благам земного и небесных миров и (на высшей его стадии) – к любым проявлениям пракрити. Благодаря упражнению и бесстрастию реализуется, т.е. сверхсознательное состояние (самадхи). Средством его реализации может быть и "преданность Ишваре" (бхакти), т.е. отречение от привязанности к плодам своих дел и посвящение их высшему началу. Практика мантры, символизирующей Ишвару, ведет к глубокой интроверсии, самопознанию и устранению препятствий.  Духовная практика для менее совершенных учеников есть "йога действия" (крия-йога), включающая три элемента: подвижничество (тапас), повторение мантры и изучение священных писаний и преданность Ишваре. Эти элементы включаются также и в практику учеников с наименее сосредоточенным умом. Последняя известна как восьмиступенчатая или интегральная йога (аштанга-йога). Восемь компонентов этой формы практики суть воздержание от неблагих действий (яма), активизация благой деятельности (нияма), статические позы (асаны), дыхательные упражнения (пранаяма), отвлечение органов чувств от их объектов (пратьяхара), сосредоточенность внимания на одном объекте (дхарана), медитация, т.е. неотвлекаемый поток психики, направленный на объект сосредоточения (дхьяна) и достигаемое в результате всего этого состояния сверхсохнания (самадхи).

Яма включает непричинение вреда (ахимсу), правдивость, неворовство, контроль полового влечения и нестяжательство. Эти предписания называются великими заповедями, и если им следуют независимо от социального статуса, места, времени и обстоятельств, то это называется «великий обет». Нияма включает внешнее и внутреннее очищение (телесное и морально-психологическое), удовлетворенность при любых обстоятельствах и три элемента "йоги действия" – подвижничество, изучение священных писаний и преданность Ишваре. Признаком совершенства в этих элементах духовной практики является развитие особых сил (сиддхи): при упрочении йогина в ахимсе например исчезает вражда в его присутствии, и он может приручать диких зверей, при упрочении в правдивости легко достигается желаемое, появляется способность предсказывать будущее и т. п. Ахимса – основа духовной практики; она, как и другие моральные принципы, должна соблюдаться в мыслях, словах и делах относительно всего окружающего. Метод соблюдения предписаний ямы и ниямы – "созерцание противоположного": при побуждении нарушить ахимсу и т. д. необходимо вызвать в уме представление о последствиях, а ими будут бесконечное неведение и страдание.

Первые пять компонентов йоги называются внешней практикой, а последние три – внутренней (самьямой). Применение самьямы к различным объектам дает сверхъестественные результаты (сиддхи): знание прошлого и будущего, мгновенное перемещение в пространстве и т. д., а суммарно – всемогущество и всезнание. Освобождение, однако, реализуется лишь при полном бесстрастии даже относительно всезнания и всемогущества. Самьяму следует применять постепенно – с переходом от грубых к более тонким объектам. Важнейший результат совершенствования в самьяме – свет мудрости, различающее знание; оно – спасающее, всеохватывающе, не ограничено временем (ему доступны все объекты трех времен) и интуитивно, т.е. непосредственно и мгновенно. В результате этого знания достигается высший вид самадхи "самадхи-без-семени". Самый высокий уровень этого самадхи называется "облако добродетели" (дхарма-мегха). Его результат – полное искоренение клеш и независимость от закона кармы. Это означает освобождение уже в этой жизни (дживан мукти). Освобождение в классической йоге понимается как разъединение пуруши и пракрити; вся практика йоги направлена на достижение этого разъединения, обособления пуруши. Но в то же время это разъединение является и освобождением от сансары, с присущим ей неведением и страданием. Пракрити, выполнившая свое назначение, возвращается в свое исходное состояние, а пуруша пребывает в своей истинной природе (сварупа). Это есть высшее состояние, конечная цель йоги. Первоисточник классической йоги – "Йога-сутра" Шри Патанджали – включает четыре главы, описывающие: самадхи (сверхсознание) и основные средства его реализации; садхану, или духовную практику; необычные способности (сиддхи), обретаемые в результате садханы; природу освобождения (кайвалья).
Tags: йога
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments